Смерть светила современного книгописания

Умберто Эко - один из крупнейших современных писателей, знаменитый итальянский ученый-медиевист, семиотик, специалист по массовой культуре. “Имя розы” - первый роман Эко, опубликованный в 1980 году, стал первым интеллектуальным романом, возглавившим списки супербестселлеров и принесшим автору всемирную славу. На сегодняшний день книга переведена на несколько десятков языков и стала классикой мировой литературы. А последний роман писателя “Баудолино” стал одной из самых читаемых книг на планете. Умберто Эко родился в Алессандрии). Его отец, Жулио Эко, работал бухгалтером, а впоследствии был участником трех войн. Во время Второй мировой войны, Умберто и его мать, Джованна, переехали в небольшую деревню в горах Пьемонта.

Жулио Эко был одним из тринадцати детей в семье и хотел, чтобы его сын получил юридическое образование, но Умберто поступил в Туринский университет, чтобы изучать средневековую философию и литературу и в 1954 году успешно его окончил. Умберто Эко работал на телевидении, обозревателем крупнейшей газеты «Эспрессо», преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Милана, Флоренции и Турина.

Известность к Эко-семиотику пришла после публикации книги Opera aperta (1962), где, рассуждая об общих проблемах культуры, в частности, о визуальных коммуникациях, для чего в качестве анализируемого материала привлекались телевизионные репортажи, он выступил против постулатов классического структурализма. Основная идея книги сводилась к тому, что «произведение искусства – это принципиально неоднозначное сообщение, множественность означаемых, которые сосуществуют в одном означающем». Само понятие «открытое произведение» (давшее название англоязычному изданию и вошедшее в научный обиход) подразумевает наличие широкого поля для интерпретаций, тогда как «закрытое произведение» – одну-единственную интерпретацию.

Пафосом борьбы против стремления возвести категорию структуры в ранг онтологической, а также против абсолютизации текста в процессе литературоведческого анализа проникнута и вышедшая чуть позднее книга Отсутствующая структура (1968) – расширенный и переработанный вариант предназначенного для студентов пособия Заметки по семиологии визуальных коммуникаций (1967), написанного в тот период, когда Эко преподавал на архитектурном факультете Флорентийского университета.

19 февраля в возрасте 84 лет скончался Умберто Эко. Он был самым читаемым, самым цитируемым и самым популярным представителем постмодернизма в литературе, во многом определившим ключевые принципы направления. Эко принадлежит определение «открытое произведение»: в одноименной работе он утверждал, что в современном мире значение имеет не только автор, но и читатель, который становится – благодаря собственным представлениям о прекрасном – соавтором текста. Последний роман писателя – «Нулевой номер» – был холодно принят прессой, хотя перед читателем открывалось увлекательное повествование о «теории заговоров», одном из ключевых общественных феноменов XX века. Возможно, именно этот текст дает наиболее ясное представление о творческом методе Эко. Обычно поклонники Эко не утруждали себя чтением его романов, ограничиваясь экранизацией «Имени Розы». Щеголять «знанием Эко» было принято как частью общекультурного багажа.








Mirbib © 2024 Все права защищены.

Mirbib.ru
Связь с администратором: mirbib@yandex.ru